ВЗАИМОСВЯЗЬ ИГРЫ И ОБЩЕНИЯ
«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлинский
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.
В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.
Соподчинение мотивов, о котором говорилось выше, впервые возникает и наиболее ярко проявляется в игре. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия.
«Непоседы», преодолев кризис 3-х лет, стремятся к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Дети группы «Непоседы», выбирают определенную роль - доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа у ребят вытекают и игровые действия. Образный внутренний план игры настолько важен для них, что без него у них игра просто не может существовать. В играх они исполняют роль мамы, которая может быть строгой или доброй, грустной или веселой, ласковой и нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается.
Главным содержанием игры у «Непосед» является выполнение определенных действий с игрушками, Они многократно повторяют одни и те же действия с одними игрушками: “трут морковку”, “режут хлеб”, “моют посуду”. При этом результат действия не используется ребятами — нарезанный хлеб никто не ест, а вымытая посуда на стол не ставится. Роли фактически есть, но они сами определяются характером действия, а не определяют его. Как правило, дети не называют себя именами лиц, роли которых они на себя взяли. Эти роли существуют скорее в действиях, чем в сознании ребенка. Постепенно общение между детьми становится более интенсивным и пpодyктивным. Приведу диалог двух девочек, где прослеживается цель:
Лиза: "Давай понарошку это будет моя машина".
Маргарита: "Нет".
Лиза: "Давай понарошку это будет наша машина".
Маргарита: "Ладно".
Лиза: "Можно мне покататься на нашей машине?".
Маргарита: "Можно" (улыбаясь, выходит из машины).
Лиза крутит руль и подражает шyмy мотора.
Таким образом, игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития.
Воспитатель Чумак А. А. |