По тропинкам весны
Воспитать настоящего человека без любви к природе, любви действенной, подкрепляемой полезными делами, без заботы об охране природы просто невозможно. Дети любят природу, потому что общение с ней дает им радость. Ничто так не обогащает психику ребенка, не совершенствует его органы чувств, эстетический вкус и мыслительные способности, как природа.
В младшем дошкольном возрасте большое внимание уделяю наблюдению за сезонными изменениями в природе. Организуемые наблюдения позволяют дать детям первоначальные представления об изменениях, происходящих в природе.
С приходом весны - природа оживает и начинает радовать нас ласковым теплом и приятными глазу красками. Весной хочется все больше и больше времени проводить на улице. Солнышко ласково светит, птицы весело поют, оживают деревья, травка, расцветает много красивых цветов.
Дети очень радостно встретили появление первой травки. Рассмотрели ее, какая она нежная, шелковистая, зеленая. Выяснили, какие же условия необходимы для ее роста: тепло, солнечный свет, влага, земля. Уточнили, что травка живая, она растет, ее надо беречь, не рвать, не топтать.
Одними из первых, полевых цветов распускаются желтые одуванчики. Детям так и хочется обязательно сорвать хоть один, подарить своей мамочке или просто нести свой цветочек в руке. Ребята с восторгом любовались красивой поляной из одуванчиков. Предложила наклониться пониже и рассмотреть одуванчики: какие красивые цветочки (желтые, с длинными, узкими с зубчиками листьями, на длинной гладкой ножке), похожи на солнышко, в нарядном желтом сарафанчике. Использовала художественное слово «Одуванчик» Е. Серовой. Рассказала детям, почему нельзя рвать цветы. Вместе с ребятами сделали вывод, что не будем рвать одуванчики, пусть растут и радуются солнышку, пусть лучше прилетают бабочки на луг и пьют сок.
С приходом теплых дней, насекомых с каждым днем становится все больше: бабочки, жуки, пчелки, комары, муравьи. С большим интересом дети наблюдали, как передвигаются насекомые? (Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать). Рассказала ребятам, чем питаются насекомые (зеленые листья, созревшими плодами, опавшими листьями, корой деревьев), как насекомые спасаются от врагов? (природа дарит им защитную окраску, некоторым отпугивающую окраску, у многих есть острое жало).
Елисей, Назар нашли на листьях цветов бабочку, она то и стала объектом их наблюдения! Наблюдения за бабочкой, обратила внимание детей на очень красивый узор на крылышках – один из самых красивых, среди созданных природой. Пояснила детям, что хватать бабочку за крылышки нельзя, так как они покрыты нежной пыльцой, которую легко стереть, и бабочка после этого не сможет летать. Загадав загадку, услышала сразу от Варвары правильный ответ.
Спал цветок
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел - это бабочка
Во время наблюдений, объяснила детям, что насекомые все живые и рассказала, какую пользу они приносят (комары, мухи — корм для птиц), тем самым малыши получили элементарные представления о взаимосвязях в природе.
Ежедневные прогулки, наблюдение за живой природой вызывают у детей большой интерес. Наши дети очень любознательны, появляется много вопросов о явлениях природы; они замечают все новое, делятся своими впечатлениями. У них формируется бережное отношение к природе и ко всему живому.
Воспитатель: В.Н. Картуз
|